Космонавтика

Сможет ли тепловой щит "Ориона" защитить экипаж "Артемиды-2"?

Космический корабль НАСА "Орион" для миссии "Артемида-1" после посадки на воду в Тихом океане 11 декабря 2022 года. Изображение: NASA

Лунная программа НАСА, целью которой является возвращение человека на лунную поверхность, сталкивается с серьезными препятствиями, прежде чем она сможет достичь этой амбициозной цели. В недавнем докладе Управления генерального инспектора агентства (OIG) говорится о серьезных проблемах, стоящих перед лунной миссией НАСА Артемида-2, запланированной на конец 2025 года, в частности, о тепловом щите космического аппарата.

Разрушающийся щит

Теплозащитный экран — важнейший компонент космических аппаратов, предназначенных для возвращения на Землю из космоса. Во время входа в атмосферу космический аппарат проходит через нее на очень высокой скорости, создавая огромное количество тепла из-за трения между воздухом и поверхностью аппарата. Теплозащитный экран предназначен для того, чтобы противостоять этому интенсивному нагреву, поглощая и рассеивая его, защищая при этом конструкцию космического корабля и его экипаж.

Однако во время испытательного полета космического корабля "Орион" в рамках программы Артемида-1 в тепловом экране было замечено несколько аномалий. В отчете генерального инспектора НАСА (независимое ведомство, ответственное за расследование случаев мошенничества, расточительства и неэффективного управления программами НАСА) говорится, что более ста участков теплозащитного экрана износились сильнее, чем ожидалось, во время входа в атмосферу Земли. На снимках, сделанных во время полета, было видно, что во время этого процесса отслоился карбонизированный материал, что является серьезной проблемой. Нарушение структурной целостности космического корабля может поставить под угрозу безопасность экипажа.

НАСА под давлением

НАСА быстро отреагировало на эти проблемы, внеся изменения в тепловой экран, чтобы смягчить проблему с обугливанием. Кроме того, вносятся изменения в способ крепления капсулы экипажа к служебному модулю космического корабля, чтобы избежать нежелательного расплавления, что также наблюдалось во время полета "Артемиды-1".

Помимо проблем с теплозащитным экраном, в отчете OIG также говорится об аномалиях в электрической системе "Ориона", влияющих на распределение энергии по всему космическому кораблю. И здесь НАСА, которое объясняет эти аномалии радиацией, разрабатывает оперативные обходные пути для их устранения. Другие проблемы, такие как потеря связи с одним из объектов Deep Space Network НАСА на 4,5 часа и неожиданное повреждение мобильной ракеты-носителя "Артемида-1" во время запуска, также усугубляют проблемы, стоящие перед агентством.

Эти проблемы привели к задержкам в реализации программы "Артемида". Теперь старт миссии Артемида-2 запланирован на сентябрь 2025 года, что на год позже первоначальной даты запуска — ноября 2024 года. Это означает, что астронавты НАСА, скорее всего, вернутся на лунную поверхность только в сентябре 2026 года с помощью миссии Артемида-3.

Таким образом, НАСА приходится все более активно решать эти критические проблемы, соблюдая при этом сроки реализации программы Артемиды. Однако технические и операционные проблемы, с которыми сталкивается агентство, подчеркивают сложность лунной миссии и необходимость тщательного подхода для обеспечения безопасности и успеха будущих миссий. Несмотря на эти проблемы, НАСА сохраняет приверженность обеспечению безопасности полета "Артемиды-2" в следующем году и будущих миссий.